Икона БОГОМАТЕРЬ ФЕДОРОВСКАЯ

016a

Икона БОГОМАТЕРЬ ФЕДОРОВСКАЯ

Икона БОГОМАТЕРЬ ФЕДОРОВСКАЯ

Размер: 31,5 см – 25,5 см

Материал и техника: дерево, левкас, темпера, золочение, серебро.

Время: начало – первая четверть XVIII в.

Место: Центральная Россия

Сохранность: без реставрации

Особенность: написана в традициях Оружейной Палаты. Серебряный оклад

Предание связывает создание древнейшей иконы «Богоматерь Федоровская» с именем евангелиста Луки. Время принесения святыни на Русь не известно, но уже в начале XII в. она находилась в часовне близ города Китежа. Великий князь Георгий Всеволодович построил на этом месте монастырь, названный Горецким, который был разорен во время Батыева нашествия. Икона чудом уцелела, и в 1239 г. была найдена на дереве в лесу костромским князем Василием, с молитвами перенесшим её в соборный храм Костромы. В то же время жители города видели некоего воина с иконой в руках, в котором признали святого Федора Стратилата, в честь которого в Костроме был построен собор. С этого момента икона стала называться Федоровской, прославилась многими чудотворениями, оставалась нетленной в пожарах, спасала костромичей от татарских набегов. Участие иконы в избрании на царство 14 марта 1613 г. первого царя династии Романовых Михаила Федоровича сделало образ семейной святыней нового царского рода. Список подлинной Федоровской иконы был перенесён в Москву, где распространился во многих списках.

Данная икона представляет характерную для иконографии «Богоматери Федоровской» композицию: Младенец сидит на правой руке Матери, обнимая Её за шею, Его левая ножка обнажена до колена. Стиль иконы опирается на манеру мастеров Оружейной Палаты конца XVII – начала XVIII в. – в золотом ассисте на одеждах, который сочетается с отделкой серебром, в общей благородной изысканности колорита, строящегося на соседстве нежного розового в хитоне Младенца и оживлённой златопробелами охры в мафории Богородицы. «Живоподобное» письмо ликов драматизировано контрастными тенями зеленовато-умбристого оттенка, подчёркнутыми положенными поверх основных живописных слоёв сильными разбеленными светами (на щеках, верхних веках, гребне носа, в уголках рта). Таким образом, акцентируется взгляд больших глаз Богородицы, их внимательная сосредоточенная печаль и лирическая мягкость всего образа.