ИКОНА ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

02a

ИКОНА ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

ИКОНА ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

Размер: 31 см – 26,5 см

Материал и техника: дерево, левкас, темпера, золочение.

Время: конец XVII века .Оклад – первая половина XVIII в.

Место: Москва.

Сохранность: утраты, небольшие чинки

Особенность: Оружейная палата . Серебряный оклад

На данной иконе представлен один из самых распространённых вариантов изображения Христа Вседержителя – поясной образ Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего раскрытое Евангелие в левой. Название «Вседержитель» («Пантократор» по греч.) – встречается в Ветхом и Новом Заветах в различных контекстах, указывая на Христа Второго Пришествия или Христа Небесного Царя. Иконографическая схема формируется в VI в. и получает широкое распространение в монументальной живописи и иконописи в Византии и древней Руси, сохраняясь почти без изменений вплоть до XX в. В раскрытом кодексе Христа традиционный евангельский текст – пророчество о грядущем Страшном Суде: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…» (Мф. 25:34).

Архаичная иконография Спасителя, без изменений повторяющая древние образцы, высокий артистический уровень письма иконы и её стиль связаны с традициями мастеров Оружейной палаты конца XVII в. Фигура изображена строго фронтально, приближена к первому плану и прописана подчеркнуто объемно с весомыми складками одежд. С такой же живоподобной трехмерностью отличается личное письмо с усиленной контрастностью света и тени, с резким противопоставлением тёмного санкиря и более мягкой пластической моделировки рельефа лба и щек. Типичен для арсенала царских изографов и колорит, построенный на контрасте густых зеленых и малиновых цветов, киновари и твореного золота, цветных лаков и нежного голубовато-зеленоватого фона с тонкой растяжкой к серебристой охре.

К особенностям произведений столичного круга конца XVII в. следует отнести и усложненную каллиграфичность надписей.