Икона ХРИСТОС В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ

17-b

Икона ХРИСТОС В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ

Размер: 31,5 см – 26,5 см

Техника и материал: дерево, масло

Время: первая треть XIX века

Место: Центральная Россия?

Сохранность: без реставрации

Особенность: рельефный оклад с терновым венцом

Иконография основывается на текстах Евангелий, рассказывающих о поругании Христа, когда воины надели на Него багряницу, возложили Ему на голову венец из терна, в правую руку дали трость и «становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф. 27:27-30). Корона, древний символ силы, сделанная вместо лавра из терновника, являлась одним из актов насмехания над Христом. Традиция изображения поругания Спасителя сформировалась в западноевропейском искусстве в XIII-XIV вв., а в русскую иконопись такие изводы проникли уже в Новое время.

Образ исполнен масляной краской в академической манере, воспроизводя европейские изводы типа «Христос в терновом венце» или «Христос Страстей». Полуобнажённая фигура Спасителя изображена оплечно, с приподнятой головой, разметавшимися по плечам волосами и устремлённым вверх взглядом. В соответствии с традициями академической живописи первой трети XIX в. фигура написана объёмно, в реалистической манере, с элементами классицизирующей идеализации. При этом в лике усилена эмоциональность – в приоткрытых губах, с которых готов сорваться стон, в вознесённых к небу глазах, контрастных тенях передаётся боль и страдание Христа. В рельефном окладе, дополняющем и обрамляющем живопись, изображён терновый венок и нимб, образованный исходящими от Спасителя лучами.