Икона СПАС ОПЛЕЧНЫЙ

08a

Икона СПАС ОПЛЕЧНЫЙ

Икона СПАС ОПЛЕЧНЫЙ

Размер: 36 см – 29,5 см

Материал и техника: дерево, левкас, темпера.

Время: Конец XVIII – начало XIX в.

Место: Москва (?)

Сохранность: без реставрации

Особенность: Серебряный оклад. изображение на левом поле иконы великомученика Никиты Воина.

Изображения оплечного Спасителя получают широкое распространение в искусстве палеологовского времени, в XIII – XIV вв., и представляет собой сокращённый вариант иконографии Вседержителя с Евангелием и благословляющим жестом. Такой ракурс в изображении Христа предполагает большее приближение к зрителю, сводя до минимума пространственную дистанцию. Он воспринимается более камерно и предполагает интимное личностное молитвенное общение. На данной иконе эта частная тема развивается в изображениях на полях, как правило, связанных с личностью и обстоятельствами заказа. По правую руку от Христа в молитвенной позе изображена Богоматерь с воздетыми к груди руками, образуя с центральным образом Спаса деисусную композицию. Симметрично на противоположном поле фронтально в рост представлен великомученик Никита Воин, широко почитаемый в народной среде как изгнанник бесов. По всей видимости, его изображение носит патрональный для заказчика характер. В таком контексте, программа иконы получает выраженную заступническую тему – тезоименитый святой и Богоматерь предстательствуют за заказчика перед Вседержителем, моля о помощи и спасении в день Страшного Суда.

Стилистика иконы носит явный архаизирующий характер, воспроизводя композиционные схемы, широко распространённые в древнерусском искусстве XVI – начала XVII в. Композиция иконы строго симметрична, как зеркально симметричны и фронтальны фигура Христа, читаемая на охристом фоне тёмным силуэтом, ворот Его хитона и пряди падающих на плечи длинных волос. Преднамеренность и регулярность этого искусства, выразившаяся в композиционном построении, продолжается и в особенностях живописной фактуры, отточенности и изысканной правильности золотого рисунка черт лика, волос, складок одежд. Насыщенный глухой коричневый тон личного, лишь немного высветленный вокруг глаз, тёмный рисунок, акцентированный тончайшими золотыми нитями, создают образ драматический и суровый. Художественные и иконографические особенности иконы свойственны для архаизирующей московской иконописи начала XIX века.